Компания работает в будние дни
с 9:00 до 18:00 по Московскому времени.
Оставьте свои контакты и мы сами перезвоним вам.
Компания начнет свою работу
9 января (понедельник)
с 9:00 по Московскому времени.
Оставьте свои контакты
и мы сами перезвоним вам.
  /   О нас  /   Пресс-центр  /   Пресса о компании

12.08.2013

Патентование: pro et contra

Леонид Феоктистов, УК «ФНК-Менеджмент»

Новые технические решения становятся одним из важнейших факторов экономического развития и устойчивости предприятия в условиях стремительно меняющихся рынков. Сегодня основа развития любого предприятия — создание такой продукции, которая пользуется высоким спросом в условиях жесткой конкурентной борьбы. Уникальным средством выявления сведений о конкурентах, исследованиях и разработках, их правовой охране и потенциальных рынках сбыта являются патентные исследования и патентование продукции в целом.

Патентные исследования обеспечивают совершенствование долгосрочного и краткосрочного планирования, позволяют выявить наиболее рациональные, перспективные направления развития той или иной области техники, оценить технический уровень и конкурентоспособность вновь созданного объекта. Можно сказать, что патентные исследования выполняют функцию информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, т.е. это инструмент, с помощью которого решается задача оценки конкурентов, объективного определения среди них своего места, выбора стратегических направлений дальнейшего развития. Одним из наглядных примеров становления и развития области патентования и проведения патентных исследований является отрасль светодиодного освещения — первые патенты в этой области зафиксированы в 1990-х гг. Уже к 2000-м гг. ежегодное количество патентов в области светодиодного освещения (и смежных с этим направлениям областях) составляло несколько сотен. В это время основная исследовательская активность была сосредоточена в Японии.

С 2000-х гг., когда обозначились широкие коммерческие перспективы светодиодного освещения, количество публикуемых патентов резко возросло. К примеру, в 2010 г. в мире было заполнено порядка 3600 патентных заявок по данной тематике. А за один день (26 января 2012 г.) было опубликовано более 100 международных патентных заявок и заявок США. Таким образом, к 2013 г. сменился и лидер «светодиодной гонки» — им стали США. В 2000-х гг. обозначился и «пул» основных патентовладельцев новой, светодиодной технологии — Nichia, Toyota Gosei, Philips, Osram, Cree, Seoul Semiconductors. Стоит отметить, что к 2013 г. ситуация сложилась таким образом, что 80–90% всех патентов светодиодной отрасли стало принадлежать европейским, японским и американским компаниям. Отношения вышеназванных лидеров складывались непросто — с 2000 по 2008 гг. было проведено около 30 судебных разбирательств между ними. Но в общем можно сказать, что светодиодная отрасль двинулась по эволюционному, а не революционному пути — по пути заключения кросс лицензионных соглашений между всеми участниками «светодиодного пула». Такая политика позволила ведущим компаниям возвести барьеры на пути проникновения на рынок новых игроков, а самим участникам «пула» — сосредоточиться на разработке новых продуктов. На рисунке 1 представлена «карта» основных соглашений и патентных споров между основным игроками светодиодной отрасли в 2013 г.( По данным исследовательского агентства Memoori Business Intelligence Ltd.).

Ведущие игроки на светодиодном рынке достаточно успешно держат оборону. За последние годы лишь считанному количеству новых игроков удалось войти в чис-ло лидеров. Ими стали компании Bridglelux, Samsung, LG. Тем не менее, натиск со стороны сторонних производителей становится все более серьезным, а значит — растет и количество патентных споров. Усиливается давление компаний из ЮВА, прежде всего, китайских. В одиночку преодолеть «патентный барьер» сегодня мало кому по силам, поэтому компании объединяют свои усилия в сообществах или так называемых альянсах светодиодной отрасли.

30 августа 2012 г. ряд китайских светодиодных компаний объявил о формировании патентного пула. Совместными усилиями китайские компании надеются избежать разрушительных последствий патентных споров. Иногда патентные споры в той или иной отрасли дают побочные эффекты — наносят серьезные удары по смежным отраслям. Светодиодная отрасль — не исключение. Совсем недавно судебное разбирательство между Osram с одной стороны и Samsung и LG — с другой едва не остановило продажи BMW и Audi в Южной Корее, т.к. оба автопроизводителя использовали светодиодную продукцию Osram (http://awapatent.com). В России «патентный щит» в области светодиодного освещения находится в стадии формирования. Российская специфика заключается в том, что подавляюще большинство российских производителей осуществляют сборочное производство на основе импортных комплектующих, включая светодиоды. Поэтому основная часть российских патентов — это патенты на полезные модели, защищающие конструкцию светильников и ламп, а также различные технические решения (например, системы управления светильниками). До 2008 г. интерес к светодиодной тематике был слабым. Так, в 2005–2008 гг. было опубликовано всего около 60 патентов в области светодиодных светильников и ламп. Однако с принятием в 2009 г. Федерального Закона «Об энергосбережении» ситуация изменилась, и в 2009–2011 гг. количество опубликованных патентов приблизилось к 200 — цифра достаточно скромная по мировым стандартам.

Сегодня большинство российских производителей светодиодных светильников не уделяют должного внимания патентной защите своих разработок. В основном это, конечно, говорит об уровне самих разработок. Но во многом — и об отношении к патентной защите. О хорошей, проработанной защите могут заявить немногие российские светотехнические компании, и обычно «патентный портфель» даже серьезных производителей светодиодной светотехники состоит из одного–трех патентов. Рассказывает заместитель руководителя по развитию ООО «АтомСвет» Елена Филатова.

— В 2009 г., после того как у нашей компании появились первые патенты, перед руководством возникла классическая дилемма: оставаться в зоне НИР и ОКР и продавать новую технологию, либо двигаться в совершенно новую для управляющей компании область и становиться производственной компанией, создавая новый венчур и выводя новый инновационный продукт на рынок. В классическом варианте каждый подобный проект проходит цикл «наука–производство–потребление». Идея инновационного продукта должна иметь основу в виде научных и маркетинговых исследований, как и производство должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные исследования. В результате сегодня мы владеем рядом активов в виде прав на объекты интеллектуальной собственности, начиная от полезных моделей и промышленных образцов, заканчивая зарегистрированными товарными знаками. Причем, речь идет не только о российском рынке. Сегодня ситуация с патентными спорами стремительно меняется — они становятся реальностью российской светодиодной отрасли. К примеру, по данным, опубликованным «РосПравосудием», крупнейшей картотекой юристов и адвокатов, 13 июня 2013 г. Арбитражный суд республики Татарстан удовлетворил иск одного из ведущих российских производителей светодиодных систем, компании «Ледел», о нарушении патента №87598 «Светильник светодиодный потолочный» и запрети ответчику продажу светильников, нарушающих права «Ледел». Существующие тенденции развития российского рынка светодиодной светотехники говорят о том, что в ближайшем будущем значимость патентной защиты разработок в российской светодиодной отрасли резко возрастет. «Меняется общая направленность патентных исследований. Фундамент патентных исследований — анализ рынка светотехнической продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности, — продолжает Елена Филатова. — Мы ведем патентные работы на всех этапах жизненного цикла продукции «АтомСвет»: от составления технического задания на разработку (при проведении НИР и ОКР), до коммерческой реализации на внутренних и зарубежных рынках. Патентные работы, как одна из составляющих становления цивилизованного светотехнического рынка, позволяют наметить текущие требования потребителей к продукции, проанализировать тенденции развития рынка, выявить наиболее значимые научно-технические решения, но что наиболее важно — определить возможность выхода с продукцией на рынок конкретной страны (речь идет об экспертизе на патентную чистоту). Если мы хотим интенсивно развиваться, исследованиям необходимо уделять должное внимание. Но при этом каждый патент должен иметь коммерческий эффект. Возможность защиты нового технического решения патентом (его патентоспособность) не всегда ведет к созданию технологии или продукта, имеющих коммерческую ценность. До подачи заявки на патент необходимо объективно оценить все плюсы и минусы патентования, pro et contra, и проанализировать возможные альтернативы.

Получение, поддержание в силе патента и защита патентных прав может оказаться дорогостоящим мероприятием и не иметь должного экономического эффекта. Подавать или не подавать заявку на патент — безусловно, коммерческое решение. Оно должно быть основано, главным образом, на возможности получения экономически выгодной охраны новой технологии, которая обеспечит значительные преимущества в результате ее коммерциализации.

Короткий видео-ролик (2 мин.)
Посмотреть Скачать mp4 (48.2 Mб)

Корпоративный фильм (10 мин.)
Посмотреть Скачать mp4 (106.4 Mб)

Видео производства и преимуществ светильников АтомСвет®

Запрос прайс-листа

Не можете определиться с выбором?

Свяжитесь с нашим менеджером по телефону +7 (495) 150-40-70 или заполните анкету на сайте и мы постараемся Вам помочь.
Заполнить форму

Почему Вы не отправили нам форму? У Вас возникли вопросы?

Звоните нам +7 (495) 150-40-70 и мы Вам поможем!

Или оставьте свой телефон и мы Вам сами перезвоним

  * поля, обязательные для заполнения
 

Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете условия п. 13 Правил использования материалов сайта и политики конфиденциальности.


Также вы можете скачать:

Каталог 17.5 Mб

Программу для расчета освещенности DIALux (www.dial.de)

Тех. данные светильников для расчета в программе DIALux (325 Кб, rar)

Наверх
Стать дилером Бесплатный расчет Запрос прайс-листа